Dance Open: Фестиваль балета в режиме "онлайн"
Успейте на спектакли с участием ведущих европейских трупп

Видеозапись и живой спектакль — это два разных вида искусства. Но у трансляций на экране есть свои преимущества, даже помимо того, что сейчас это единственный вариант знакомства с театральными спектаклями. C 14 по 30 апреля 2020 года Международный фестиваль балета Dance Openвпервые представляет online-марафон: его участниками и зрителями смогут стать все желающие, не выходя из дома. Основные события, в том числе, пройдут на платформах партнеров Dance Open — ВКонтакте, Фонтанка.ру, Яндекс.Эфир. Зрителей ждут трансляции спектаклей, которые невозможно пропустить, эксклюзивные видео-открытки звездных танцовщиков, презентация авторского «генеалогического древа» мирового балета XX века, лекции от ведущих данс-критиков и балетный «сторителлинг», беседы о природе танца и пропуск в клуб друзей Dаnce Open. Какими бы сложными ни были времена, но в течение двух апрельских недель Петербург вновь станет центром балетного притяжения.



14 апреля. «Кармина Бурана»

Большой театр Женевы.

Хореография: Клод Брюмашон

Музыка: Карл Орф

Контекст нашей жизни сегодня таков, что «Кармина Бурана» Клода Брюмашона в исполнении балета Большого театра Женевы смотрится как терапевтический спектакль. Тяжесть жизни, невыносимость бытия, агрессия и страшная тоталитарная мощь — в этом балете основные проблемы человечества смикшированы, как во сне. На них наложен спасительный художественный фильтр, и поэтому смотреть можно в упор: больно не будет, но пережить, прожить страх и отчаяние, чтобы стать сильнее — надо. Здесь нет сюжета, нет явных сил зла в условном «коричневом трико», но есть мощный контрапункт: идеальной матрице музыки противопоставлен живой хаос на сцене. Может быть, этот хаос, сплетенный из всполохов красной ткани, немного нарочит, однако на воображение он действует безотказно: безграничная в своей мощи сила жизни все равно победит. Трансляция ВКонтакте и в рамках проекта Фонтанки.ру #безатрантракта Длительность: 1 час 

Начало трансляции: 19.00

16 апреля. «Сон в красном тереме»

Балет Дортмунда

Хореография: Син Пэн Ванг

Музыка: Майкл Найман

В основе либретто лежит один из величайших китайских романов, написанный в XVIII веке Цао Сюэцинем. История взлета и падения богатого семейства Киа с внутренними перипетиями, описанная в книге, для национального китайского самосознания стала чем-то вроде нашего «Евгения Онегина» или «Войны и мира» — поколения соотносят свой опыт с трагической историей любви молодого Баоюя и его кузины Линь Дайюй. Дортмундская постановка, изначально осуществленная совместно с театром Гонконга, не ограничивается иллюстративностью (хотя аутентичные фольклорные нотки здесь присутствуют), но ищет связи сюжета с современным Китаем, с империей - экономическим гигантом. И находит, не в последнюю очередь благодаря музыке Майкла Наймана — одного из самых новаторских современных композиторов-минималистов, автора саундтреков к фильмам «Пианино» и «Гаттака». Трансляция балета «Сон в красном тереме» пройдет ВКонтакте. Длительность: 1 час 53 минуты



18 апреля. «Stabat Mater»

Балет Марибора.

Хореография: Эдварг Клюг

Музыка: Джованни Баттиста Перголези 

 Театральный дар от Балета Марибора и Эдварду Клюга — балет «Stabat Mater», который Dance Open эксклюзивно покажет ВКонтакте 18 апреля, трудно переоценить. Средневековая католическая секвенция «Stabat mater dolorosa» («Мать скорбящая стояла…»), повествующая об одном из самых пронзительных евангельских сюжетов, в музыке Перголези приобретает настоящий театральный объем: простота и лаконичность (религиозный аскетизм), отголоски оперного ламенто и «задыхающиеся» от волнения ритмы в духе неаполитанской канцоны (камерность человеческого страдания) и… трогательная, проникновенная лирика — «музыка счастья», как ее охарактеризовал Клюг. Надежда — определяющее понятие в этой постановке: отсюда чуть отстраненная задумчивость, без навязывания конкретного сюжета, узкой темы, названных имен… «Метафизический перевод» музыки Перголези Эдварду Клюгу, кажется, вполне удался. Трансляция балета «Stabat Mater» пройдет ВКонтакте. Длительность: 37 минут 

20 апреля. «Болеро»

Танцевальный театр Оснабрюк

Хореография: Мауро Де Кандия

Музыка: Морис Равель

В партитуре «Болеро» Мориса Равеля, имеющей бессчетное количество хореографических трактовок, итальянский балетмейстер Мауро де Кандиа впервые расслышал техногенную катастрофу. На сцене артисты Танцевального театра Оснабрюк — в униформе, под холодным светом и в клубах дыма. Сценография аскетична. Пластический язык упорядочен, унифицирован и лаконичен. Представим на мгновение мир, где всё простроено, и где форматирование личности оборачивается горьким привкусом конца времен... Снова есть, над чем задуматься, и понятно, к чему двигаться, чтобы двигаться дальше. Показ спектакля пройдет ВКонтакте  Длительность: 20 минут



22 апреля. «Щелкунчик»

Большой театр Женевы

Хореография: Йерун Вербрюгген

Музыка: Петр Чайковский

Всем взрослым, забывшим, что им тоже когда-то было четырнадцать, «Щелкунчика» Йеруна Вербрюггена стоит посмотреть обязательно. В программе online-марафона это еще один психотерапевтический сеанс от Большого театра Женевы: то ли сказка о поиске родной души, то ли анимационный блокбастер в духе Тима Бёртона, то ли непредсказуемый квест по зазеркалью, где юность ищет себя и теряет в сотнях отражений и десятках дверей. Здесь каждый шаг — эффект бабочки: крикнешь, а где тебя услышат и кто откликнется — не угадать. Но ореховая скорлупа страхов и сомнений обязательно расколется, когда придет любовь. Online-трансляция пройдет 22 апреля ВКонтакте.

24 апреля. «Пастораль»

Malandain Ballet Biarritz

Хореография: Тьерри Маландэн

Музыка: Людвиг Ван Бетховен

Французский хореограф Тьерри Маландэн неоднократно приезжал в Россию. Мы привыкли к его почерку: он мастер говорить красиво о сложном, не подменяя философию стилистикой. Однако этот спектакль — особый случай: перед нами «нестандартный» Бетховен с «Пасторальной» Шестой симфонией и Кантатой. Премьера спектакля прошла несколько месяцев назад, в декабре 2019 года, но удивительно, какой актуальной оказалась она именно сегодня. Балет строится вокруг идеи ограничения в пространстве: мы замкнуты территориально, а потому вынуждены работать со своим негативом — вытаскивать его наружу, но не давать разрушать мир вокруг нас. Финал — как заложил Бетховен: каждый человек одолевает своих демонов, идя навстречу такому же, как он сам. И только затем, в гармонии с себе подобными, в единстве с природой возвращается к чему-то глубинному и правильному — к жизни. Трансляция ВКонтакте пройдет 24 апреля.

Длительность: 1 час 12 минут